Концептуальные основы технологии развития критического мышления
Рассмотрим концептуальные основы технологии развития критического мышления, разработанные на основе классификации педагогических технологий Г.К. Селевко, отражающей целостный, всесторонний подход к анализу их особенностей и сущности. Автор объединяет в группы технологии сходные по целям, содержанию, методам, средствам обучения, и в классы – по сущностным и инструментально значимым признакам, выделяет следующие основания классификации технологий: 1) уровень применения; 2) философская основа; 3) ведущий фактор психического развития; 4) концепция усвоения опыта; 5) ориентация на личностные структуры; 6) характер содержания и структуры технологии; 7) организационные формы; 8) тип организации и управления познавательной деятельностью обучаемого; 9) подход к учащемуся; 10) преобладающий (доминирующий) метод; 11) направление модернизации существующей традиционной системы; 12) категория обучающихся.
Г.К. Селевко считает, что педагогическая технология может функционировать на трех уровнях:
- общепедагогическом, когда она определяет целостный образовательный процесс в регионе, образовательном учреждении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология функционирует как педагогическая система, включая все ее обязательные элементы: совокупность целей, содержание, средства и методы обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;
- частно-методическом, когда педагогическая технология выступает как «частная методика» преподавания предмета, методика работы преподавателя, включает совокупность методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках отдельного предмета, группы учащихся;
- локальном (модульном), представляя собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств и т.д.).