Понятие, цель и задачи технологии развития критического мышления
Критическое мышление – мыслительная деятельность человека, сопровождающаяся высокой оценкой объективности и восприятия мира вокруг, предметов деталей и мелочей. [Генике Е. А. Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (базовая модель) в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л. И. Семиной. – М.: изд-во «Бони», 2002. – 239 с, с 57]
Раскрывая данный вопрос, необходимо знать какую цель ставит перед собой технология развития критического мышления.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся).
Развитие критического позволяет решать следующие задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.